Отличие лицензионного договора на секрет производства (ноу-хау) от договора франчайзинга (франшизы). 

dsc_0105

В настоящее время получило широкое распространение продажа франшизы. Что такое франшиза? Если просто, франшиза — это право использовать бренд и работать по технологиям известной компании. Я сталкивался в практике, когда меня просили сделать правовой анализ лицензионного договора, по которому было передано право пользования коммерческим обозначением, брендбуками (фирменный стиль) и секретами производства (ноу-хау). Сделав правовой анализ договора, я пришел к выводу, что фактически между компаниями был заключен договор франшизы.

Договор франшизы (франчайзинга) регулируется нормами Гражданского кодекса РФ о договоре коммерческой концессии (глава 54). Лицензионный договор регулируется нормами раздела VII Гражданского кодекса РФ о правах на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.

Предметом обоих договоров является передача в пользование исключительных прав правообладателя на результаты интеллектуальной деятельности, на средства индивидуализации.

Согласно ст. 1469 ГК РФ по лицензионному договору передается исключительное право на секрет производства (ноу-хау). По этому договору передаются, как правило, единичные исключительные права, которые пользователь может использовать в своей деятельности. Например, право на изготовление детали по технологии в соответствии с ноу-хау.

В соответствии со ст. 1027 ГК РФ по договору франшизы передается комплекс исключительных прав, на товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение, секрет производств (ноу-хау) для использования в предпринимательской деятельности. Как я уже писал выше, правообладателем передается комплекс исключительных прав, например, по организации и открытию кафе «Макдональдс» с требованиями к фирменному стилю, организации производства и т.п.

Итак, лицензионный договор:
— передаются, как правило, единичные исключительные права,
— заключается, как с гражданами, так и между юридическими лицами/индивидуальными предпринимателями,
— носит, как возмездный, так и безвозмездный характер. В случае, если договора является возмездным, а определить размер вознаграждения из договора невозможно, он считается незаключенным (п. 5 ст. 1235 ГК РФ).
— если срок действия не указан, то расторжение договора возможно при уведомлении правообладателя, не позднее, чем за 6 месяцев

По договору франшизы (коммерческой концессии)
— передается комплекс исключительных прав,
— заключается только между юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями в целях коммерческой деятельности.
— подлежит государственной регистрации (ст. п. 2 ст. 1028 ГК РФ) Если договор не зарегистрирован, то предоставление права использования считается несостоявшимся.
— правообладатель обязан оказывать постоянное техническое и консультативное содействие, содействовать в обучение работников пользователя, в повышении их квалификации, контролировать качество работ, услуг предоставляемых пользователю.
— правообладатель отвечает совместно с пользователем за качество предоставляемых услуг, выполненных работ.
— пользователь имеет преимущественное право на заключение договора на новый срок.

Надеюсь, данная информация будет вам полезна при открытии бизнеса по франшизе либо, наоборот, при намерении продавать бизнес по франшизе, либо при передаче в пользование исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности по лицензионному договору.